11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Классик русской литературы Х1Х века был великим гуманистом, проводником добра и справедливости. Тема детства, являющаяся одной из самых добрых и гуманистических, стала неотъемлемой частью его художественного мира. Для писателя бесспорен приоритет ребенка во всем, несомненна его абсолютная ценность. При изображении детей он не жалеет ни самых ярких и запоминающихся красок, ни высоких, сокровенных слов, не боится прослыть сентиментальным, не стесняется слез, необычных приливов нежности, тепла, света и даже не пренебрегает мелодраматическими элементами.
В художественном мире Достоевского ребенок наделен исключительными полномочиями: он словно выступает в роли универсального и неподкупного судьи, является эпицентром Вселенной, беззащитной и потому легко ранимой совестью человечества, служит как бы лакмусовой бумажкой для безошибочной проверки, что есть добро и что есть зло, где живет правда и где таится ложь, для надежного определения состояния здоровья общества, для установления правильного диагноза, если последнее больно или если в нем что-то не совсем ладно. Достоевский убежден, что по тому, как чувствуют себя дети – завтрашний день человечества, можно с полным правом судить о степени справедливости существующего миропорядка. Судьбы всех основных взрослых героев писателя связаны с судьбами детей. Обилие детских образов, разноликих, неповторимых и незабываемых, придает произведениям Достоевского особый колорит, особую атмосферу: на обжигающих страницах его книг много щемящей тоски и грусти, много пронзительного света, прорывающегося сквозь плотину резких конфликтов, страданий и страстей людских, много обнадеживающего тепла и нежности, много веры в лучшее будущее. Решение проблемы гуманизма, всякий раз остро встающей на стыке эпох, испытание всего и вся на человечность, для писателя неразрывно связаны с изображением детворы, подростков и кажутся почти немыслимы без прямого и честного ответа на вопрос, каково в данный исторический момент тем, кто только начинает жить, — плачут ли они или веселятся, уютно ли им или холодно и одиноко, заботятся ли о них или позабыли совсем, успели ли они полюбить жизнь или уже никогда не полюбят ее, является ли по отношению к ним окружающее общество матерью или мачехой? Своей испепеляющей любовью к детям Достоевский выделяется среди всех мастеров прошлого и настоящего; сердце маленького человека, взывающего о помощи, жаждущего добра, красоты, справедливости, страдающего от несовершенства мира и зовущего всем видом, существом своим к отмщенью, к искоренению зла и насилия, не дает ему успокоиться ни на минуту. Слёзы ребенка требуют возмездия, с этим, кажется, не спорил и Достоевский, который, как известно, нередко призывал к смирению.