Евгений Ямбург – академик РАО, директор столичной школы №109 на страницах «Учительской газеты» обобщил свои наблюдения о деятельности школ в период самоизоляции, вызванной распространением коронавируса, сделав вывод, что столица и другие мегаполисы оказались в большей степени подготовлены к работе в условиях пандемии, поскольку для этого имелась необходимая ресурсная база: наличие современной техники, что позволило обеспечить ноутбуками семьи, в которых одновременно дистанционно обучались несколько детей, и подготовленные педагогические кадры (подавляющее большинство столичных педагогов прошли обучение в системе МЭШ задолго до пандемии). Поэтому столичные педагоги справились с поставленной задачей. Но в целом по стране, считает Ямбур, положение не столь благостное. Отсюда следует, что для решения задачи повышения качества образования в современных условиях необходима ликвидация цифрового неравенства, что, безусловно, потребует от государства дополнительных затрат. Сюда входит не только обеспечение школ современными гаджетами и скоростным Интернетом, но и модернизация содержания педагогического образования.
Дистанционное обучение, по мнению академика, выявило и ряд преимуществ, в частности, позволило максимально индивидуализировать этот процесс с учетом реальных возможностей учащихся с их психофизиологического статуса. Заговорили интровертированные и даже аутичные дети (молчуны).
«Очевидно, что в ближайшей и отдаленной перспективе генеральной линией развития образования станет интеграция онлайн- и офлайн-форм и методов обучения и воспитания учащихся. Отсюда центральной задачей становится отбор содержания образования с учетом специфики предметов и дифференциации выбора оптимальных путей доставки образовательного контента. К примеру, часть содержания, направленная на отработку предметных компетенций, передается учащимся в цифровом виде для самостоятельной работы. Тем самым у педагога высвобождается время для глубокого раскрытия тех тем и разделов, что требуют непосредственного личного контакта с учениками.
Появляются новые задачи у медико-психолого-педагогической службы в условиях изменения когнитивных функций учащихся. При интегративном подходе происходят изменения в развитии высших психических функций детей. Трансформации подвергаются память, мышление, внимание. Интеграция потребует от администраторов образования реализации гибких форм образовательных моделей, позволяющих сочетать очное, очно-заочное и заочное образование. Гибкая организация учебного процесса будет создавать условия для комфортной коммуникации педагогов и учащихся.
Такая коммуникация предполагает совместный выбор места, времени и темпа обучения.
Дистанционные формы обучения обогатили практику воспитательной работы, расширили возможности проведения внеклассных мероприятий. Разумеется, виртуальная реальность никогда не подменит реальный поход или посещение художественной галереи. Но подготовка к живому делу может быть поручена самим воспитанникам, которые в состоянии самостоятельно выявить все объекты на маршруте похода или экспедиции, заслуживающие внимания, подготовив о них все необходимые информационные материалы. Тот же подход уместен и в отношении подготовки к посещению картинных галерей, музеев и выставок. Меняющаяся педагогическая реальность диктует необходимость модернизации педагогического образования и всей системы повышения квалификации учителя. Усложнение содержания педагогического труда должно повлечь за собой его финансовое и материальное обеспечение, разработку системы стимулирования профессионального учительского роста», — пишет Ямбур.
Однако, ничто не может заменить полноценный урок, живое общение учителя и учеников. Но он может быть дополнен проектной деятельностью, индивидуальной работой в чатах и другими формами трансляции знаний.
«Когда я слышу утверждение о безнадежной архаике урока, место которого должна занять проектная деятельность учащихся, то напоминаю безоглядным модернистам образования о том, что колесо древнее урока, но ни одна современная машина без него не обходится», — делится с читателями академик..