24 сентября исполняется 70 лет со дня рождения Петра Александровича Морозова, Народного учителя Тувы.
Петр Александрович родился в 1950 году в селе Богдановка Урицкого района Орловской области. В 1967 году окончил школу №2 города Уяр Красноярского края и поступил на физико-математический факультет Кызылского пединститута. В 1972 году получил диплом учителя физики и математики. Работать Петр Александрович начал, еще будучи студентом, потому что был в числе лучших. Поэтому за 3 года до окончания вуза уже был учителем физики села Целинное Кызылского района. В селе его знали все жители. Петр Александрович вспоминал, что они не хотели его отпускать, просили вернуться, когда после окончания института его назначили директором Балгазынской школы.
В 23 года Морозов П.А. стал самым молодым руководителем образовательного учреждения в республике. Уже тогда проявились его качества талантливого организатора, хозяйственника. Первым важным испытанием для него стало строительство нового здания школы. К работе Петр Александрович подключил общественность и родительский комитет, лично проводил субботники и воскресники. В результате активной деятельности молодого директора в строительстве новой школы участвовало все село.
Петр Александрович заслужил огромный авторитет среди коллег и сельчан, о нем уже тогда отзывались как о человеке слова и дела. На общее родительское собрание приходило столько народу, что еле вмещались в сельском клубе. Он проработал здесь всего два года, но именно при нем о школе заговорили: созданное им школьное лесничество долгие годы занимало и продолжает занимать призовые места в конкурсах общероссийского масштаба. Школа стала одной из лучших в Туве.
Активного молодого человека перевели на комсомольскую работу. С 1975 по 1977 год он назначается первым секретарем Тандинского райкома комсомола. Для всей молодежи района Петр Александрович стал примером, эталоном. В 1977 году его призвали в ряды Советской Армии. После службы с 1978 года работал заведующим Тандинским районным отделом народного образования. К этому времени в Туве завершился переход к обязательному среднему образованию. Это была трудная задача, стоял вопрос о снабжении необходимой учебно-методической литературой, вопрос о квалифицированных кадрах. И все это легло на плечи молодого заведующего РОНО.
Петр Александрович отличался серьезностью, основательностью в решении любых проблем, был в курсе удач и неудач выпускников школ, знал о возможностях каждого учителя. За период его работы на этом посту в школах района заметно повысилась успеваемость учащихся, возросла роль вечерних и заочных школ в селах.
С 1982 по 1991 годы Петр Александрович по приглашению министра просвещения Тувинской АССР Николая Салчаковича Конгара работал сначала на посту заместителя министра просвещения Тувы, а затем – первого заместителя министра, отвечал за широкий круг вопросов. В течение десяти лет занимал ответственную общественную должность председателя Тувинского отделения Всесоюзного детского фонда. Особой заботой его были дети с особенностями в здоровье.
С 1992 по 2000 год он возглавлял Республиканскую психолого-медико-педагогическую консультацию. Несмотря на то, что коррекционная педагогика была молодой наукой, благодаря организаторским способностям Петра Александровича и его большой заинтересованности как специалиста это направление в республике развивалось очень быстро. За короткий срок в районах была создана развитая цепь консультаций и комиссий. Его опыт изучали специалисты из других регионов. В 2000 году по образцу тувинской коррекционной службы создавался Центр диагностики и коррекции в Хакасии.
С 2001 года П.А. Морозов – министр общего и профессионального образования Республики Тыва. На эту должность он был назначен в тяжелый период социального напряжения. Петр Александрович не стал торопиться с переделкой уже построенной модели министерства: в течение года приглядывался, изучал, анализировал. Несмотря на то, что перемены происходили по всей стране и во всех направлениях, к нововведениям подходил вдумчиво и осторожно.
За годы его работы в должности министра образования в республике значительно возрос профессиональный уровень педагогов, улучшилось качество образования, возросло число образовательных достижений школ, в том числе сельских, все школы республики были обеспечены компьютерами и современной цифровой техникой.
С течением времени само министерство неоднократно реорганизовывалось. В 2000 году это было Министерство общего и профессионального образования Республики Тыва, затем – Министерство образования и науки, а в 2007 году к полномочиям министерства были отнесены вопросы молодежной политики, и ведомство получило название Министерства образования, науки и молодежной политики. Но Петр Александрович умело руководил большой отраслью, и эти годы различных преобразований не так тяжело сказались на республике, в отличие от многих других регионов. Время работы Морозова П.А. на посту министра образования оценивается педагогическим сообществом как очень продуктивное для всей сферы образования.
Была создана хорошая работоспособная структура по поддержке и развитию системы образования: Центр «Сайзырал», Центр диагностики и консультирования, Институт развития национальной школы, Институт оценки качества образования, определены учреждения для одаренных детей. Огромная работа была проведена по реализации приоритетного национального проекта «Образование», за счет которого образовательные организации республики получили сотни учебных кабинетов, все школы были укомплектованы компьютерным оборудованием, а лучшие педагогические работники, школы и детские сады получили гранты Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Республики Тыва и глав муниципальных образований. Получило дальнейшее развитие школьное книгоиздание: было завершено издание учебников по русскому и тувинскому языкам для национальной школы, началось издание учебной линии по тувинскому языку для русской школы. Особое внимание уделялось изданию учебников для русскоговорящих детей по тувинскому языку и литературе. При нем на основе традиций народной педагогики впервые в Российской Федерации был издан учебно-методический комплекс по народоведению.
Петр Александрович всегда с благодарностью вспоминал команду, с которой воплощал в жизнь все эти проекты. Говоря слова благодарности специалистам министерства образования, районных отделов образования, он всегда вспоминал о заслугах школ, центров и институтов, общественных организаций, отдельных деятелей разных областей, родителей.
Будучи министром образования, он объехал все школы и сады, был в самых отдаленных селах и деревнях, знал хорошо всех работников школ и садиков – от педагогов до кочегаров. В одном из интервью он признался: «Во время работы в министерстве я по-настоящему узнал Туву. Познал тувинскую гостеприимность, кухню, узнал, каково спать в юрте с поднятым пологом, когда пахнет разнотравьем. Сейчас я уверен, что, приехав в любую ее точку, найду теплый кров. Тува стала для меня второй родиной».
Главным качеством Петра Александровичем было обостренное чувство ответственности перед учителями, перед родителями, детьми, перед обществом. Он был и остается примером высокого профессионализма. Нет вопроса в образовании, в котором бы он не разбирался.
На посту министра образования, науки и молодежной политики Республики Тыва он работал до конца 2010 года. С 2011-2012 г. работает заместителем директора Центра диагностики и консультирования Республики Тыва, а с 2012 – 2015 по приглашению ректора Тувинского государственного университета становится директором Кызылского педагогического института ТувГУ.
Петр Александрович – Почетный профессор Тувинского государственного университета, академик Академии творческой педагогики. Во время работы директором пединститута он внес значительный вклад в развитие педагогического колледжа ТувГУ.
С 2015 года до последних дней Петр Александрович работал заместителем главного редактора журнала «Башкы», продолжая вносить вклад в дело популяризации педагогических знаний. Значительно возрос рейтинг журнала, учителя активнее стали публиковать свои статьи и методические работы, а образовательные учреждения республики подписываться на «Башкы». Петр Александрович написал книгу «Я хорошо прожил свою жизнь», в которой рассказал о своих родителях, коллегах, дорогих его сердцу людях — любимой семье. Книга вышла в прошлом году, редактором стала супруга — Морозова Ольга Павловна.
Петр Александрович никогда не переставал волноваться за систему образования республики, являлся наставником педагогов, не оставлял общественную деятельность. Он имел множество заслуженных званий и наград: Народный учитель Тувы, Заслуженный работник образования Республики Тыва, Почетный гражданин города Кызыла, Отличник народного просвещения Российской Федерации, орден Республики Тыва, медаль «За доблестный труд» и др.
Человек живет столько, сколько хранится память о нем. Нет, наверное, в республике педагога, который бы не знал и не помнил Петра Александровича. Он был для всех наставником, другом, просто настоящим человеком. А для человека нет лучшей награды, чем добрая память о нем.