Новости

     В семьях Тувы приобщают детей к традиционной культуре

48
folder_openНовости
commentКомментариев нет

При проведении этнопедагогических исследований среди семей, проживающих в разных местах республики, сотрудниками лаборатории этнокультурного содержания и регионального компонента образования ИРНШ особое внимание уделялось пониманию значения таких ценностей, как семья, родовые места перекочевки, которые для многих людей стали родовым гнездом, местом, где они росли и духовно-нравственно развивались.

Ребенок воспитывается как член родового сообщества, осознает себя дочерью и сыном, внуком и внучкой, питает уважение к своим предкам, старшему поколению, чувствует свою причастность и ответственность за свою родную Землю – место, где родился, (төрээн Чер), Родину – Тыва и Россию (Төрээн чурту) и Отечество – Россию (Ада чурт – Отечество). У него формируется чувство патриотизма через приобщение к труду, природе, культуре и отношение к своему здоровью, обогащается словарный запас из лексики животновода на родном (тувинском) языке, познается традиционная культура.

В быту тувинского народа чайлаг (летнее стойбище) – это не только место перекочевки и пастбища для скота, но и самое благоприятное образовательное пространство для воспитания и обучения детей. Дети чабанов с сызмальства приобщаются к скотоводству.

У семьи Иргит –Балдар Чойганы Владимировны и Орлана Карловича большое хозяйство.

Пространство аала организовано традиционно: коновязь – символ рода, две юрты, загон для лошадей, которых у них около пятидесяти, а также для коров, мелкого рогатого скота, насчитывающего более 500 голов.

У супругов пятеро детей: 3 сына (Сугдер, Сайгай, Сүрен), 2 дочери (Айда-Сай, Айдана), два внука и две внучки.  Дети животноводов с самого раннего возраста приобретают трудовые знания и умения, выполняют множество трудовых поручений родителей, уже к 7 годам (по результатам наблюдений и беседы с детьми) у них формируются все трудовые навыки. Дети семьи Балдар постоянно ориентированы на труд, без напоминаний каждый выполняет предписываемую укладом жизни животновода ежедневную работу.

Для мальчиков это выгон скота на пастбище, помощь в дойке коров (завязывание веревкой конечностей телят во время дойки), они умеют хорошо ездить на коне, арканить лошадь, седлать коня, ходить за водой, пасти овец, поить скот и многое другое, что должен уметь делать по хозяйству мужчина. Девочки доят коров, помогают матери по хозяйству, участвуют в приготовлении пищи, уходе за детенышами домашних животных и многое другое. К семье Балдар каждое лето приезжают помогать и подростки родственников, овладевают навыками чабана. На это лето помощниками были Артем и Сылдыс.  Всему этому обучает отец и старшие братья и сестры, в семье принято воспитывать младших на примере и взаимном обучении.  С подростков двенадцати-четырнадцати лет был почти такой же спрос за труд, как и со взрослых. Такая ситуация отражена в тувинских пословицах: «Эргээ өөрениринден бергээ өөрен» (Нежность расслабляет, трудности закаляют); «Хол шимчээрге, хырын тодар» (Руки работают и живот сыт).

Находясь в аале, активно участвуя в трудовой деятельности родителей, дети вырастают сильными, выносливыми, физически и духовно здоровыми. Этому благоприятствует чудодействующая родовая земля – горы и родники, леса и степи, где формируются чувство красоты, гармонии человека с окружающей природой.

Наблюдения и беседы с детьми и взрослыми из этой семьи показали, что родители создают благоприятные естественные воспитательные условия для получения детьми и молодежью достойного приобщения к истокам традиционных знаний народа, наблюдательности, умению находить решения в трудной жизненной ситуации, стремлению быть полезным и образованным.

Проект лаборатории этнокультурного содержания и регионального компонента выделяет в содержании воспитательного процесса традиционные семейные ценности, такие как человек, семья, родной язык, труд, патриотизм, культура, природа, здоровье, образование. В данной семье, как показало исследование, эти понятия интегрированы в культурно-образовательную среду чайлага  кочевой семьи, где родители на своем примере в естественных условиях погружают детей и молодежь в труд животновода, в аальное хозяйствование, где каждый приобретает навыки самостоятельной жизни.

Для изучения этнопедагогической среды, влияющей на формирование традиционных семейных ценностей у детей и молодежи, в частности, родовых мест, рода, традиционной песенной культуры, как неотъемлемых факторов духовно-нравственного воспитания, сотрудниками лаборатории была проведена этнопедагогическая экспедиция в м. Манчурек Сут-Хольского кожууна.

Посетив семью потомственного народного хоомейжи Республики Тыва Ооржака Хунаштаар-оола Сурун-ооловича, сотрудники ИРНШ также убедились, что в ней создаются все условия, чтобы дети приобщались к песенной культуре родного народа. В семье из поколения в поколение передается исполнительское мастерство хоомея (горловое пение)

Народно-художественный промысел – еще одна составляющая отражения традиционной культуры, как духовно-нравственной семейной ценности. Чтобы понять, как передается искусство изготовления конской упряжи старшим поколением младшему, экспедиция научного коллектива посетила конкурс народных умельцев «Праздник аркана» в с. Баян-Кол Кызылского кожууна, где чувствовалось единение духа и мастерства участников — отцов и детей, педагогов и учащихся. Конкурс был направлен на возрождение старинных методов изготовления конской упряжи, преемственности поколений мастеров, способствующей формированию трудолюбия у детей и молодежи. В данном мероприятии участвовали по два человека, состоящие в родственной связи, в семьях которых передаются знания и опыт следующему поколению (сын с отцом, дедушка с внуком или дядя с племянником). Мероприятие отличалось тем, что были задействованы учащиеся кружков.

Педагоги отметили огромное влияние на мотивацию подростков заниматься изготовлением конской упряжи, поэтому была внедрена дополнительная образовательная программа «Мужской путь» — «Эр чол».

Мастера изготовления конского снаряжения показали свои готовые изделия: чонак (потник), көктешки (нить из тонкой полоски кожи), кижен (конские путы, тренога), эзер (седло), кымчы (кнут), чулар-чүген (недоуздок), аргамчы, сыдым (аркан), колун (подпруга), чирим (ремень седла, соединяемый с подпругой), таалын (переметная сумка).

Участникам конкурса предстояло выявить лучшего арканщика, показать технологию изготовления, презентовать свои арканы и конские путы (тренога), рассказать, как они изготовлены. По итогам конкурсов были выявлены и награждены победители.

В этом году участниками конкурса стал 51 человек, это представители сумонов Баян-Кол, Шамбалыг, Кур-Чер, Ээрбек, Усть-Элегест, Черби, Кара-Хаак, Терлиг-Хая Кызылского кожууна и даже труднодоступного Монгун-Тайгинского кожууна.

Выезды научного коллектива в районы и участие в проведении семейных, родовых и народных праздников в республике привели к выводам, что во многих семьях Тувы взрослые его члены стремятся приобщить своих детей к традиционной культуре тувинцев, создавая для этого благоприятную культурно-образовательную среду. Старшее поколение само является носителем традиционных ценностей, передает свои знания и опыт молодежи, это благотворно влияет на иеё воспитание, дальнейшее использование богатейшего духовно-нравственного наследия предков.

 

 

 

 

Шаалы Алевтина Сугдуровна, заведующий лабораторией этнокультурного содержания и регионального компонента образования ИРНШ, канд. педаг. наук, доцент ТувГУ, руководитель проекта «Традиционные семейные ценности в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Республики Тыва» РНФ.

Фото автора

Похожие записи

Похожих записей нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Подписка на журнал Башкы

Популярные записи

Последние новости

Комментируемые

Меню