Сотрудники Института развития национальной школы приняли участие в обсуждении проекта федеральной программы по сохранению и развитию языков России.
22 декабря на заседании дискуссионно-аналитического клуба по вопросам языковой политики Института языкознания РАН рассмотрели проект федеральной программы по сохранению и развитию языков России.
Проект разработан в соответствии с пунктом 1 «е» перечня поручений Президента РФ Научным центром по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания РАН, которым руководит кандидат филологических наук Аржаана Сюрюн.
На заседании выступили авторы программы, рассказали как о самом проекте, так и о его дальнейшей реализации. Данная программа имеет комплексный характер и предусматривает проведение широкого круга мероприятий по сохранению и развитию языков России, в том числе плана основных мероприятий по проведению в 2022–2032 годах в Российской Федерации Международного десятилетия языков коренных народов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 года No204-р, а также региональных программ по сохранению, изучению и развитию языков России.
Программа разработана с учетом экспертного знания сотрудников Научного
центра, имеющих обширный опыт научной и научно-прикладной деятельности по документации и ревитализации языков, развитию языковой инфраструктуры, а также по адаптации и внедрению передовых методик передачи языков, в том числе межпоколенческой.
Проект предлагает создание региональных центров, задачей которых станет разработка региональной программы. В обсуждении проекта в режиме онлайн приняли участие более 80 лингвистов, правоведов из регионов России. Туву представляли сотрудники Института развития национальной школы и преподаватели-тувиноведы ТувГУ. Как отмечает директор института Елена Куулар, утвержденная федеральная программа станет главной нормативной базой для разработки региональной программы по сохранению и развитию тувинского языка. В системе образования данный документ будет способствовать реализации образовательных программ, составленных в соответствии с принципами моно- и билингвального обучения, безусловно, с использованием информационных технологий и дистанционного образования.